Основы знаний об обществеСтраница 29
В большинстве стран Востока (Индия, Китай, древние восточные цивилизации Египта, Вавилона и др.) частная собственность особой роли не играла, а приоритет отдавался духовной жизни индивида, для которого освобождение от закона кармы - цель жизни. Поскольку судьба каждого человека определяется кармой, соотношением добрых и неблаговидных дел в прошлом перевоплощении, поскольку его имущественное положение не имеет существенного значения для данного перевоплощения и заботиться он должен о том, что бы не сделать чего-нибудь такого, за что он должен расплачиваться в следующем своем перевоплощении. На этом были построены древнейшие философские системы йоги, дзен-буддизма, конфуцианства. Традиционное восточное общество ценит различные сведения, нужные для организации повседневной жизни, но отвергает абстрактные, отвлеченные теории. Вследствие этого на Востоке наука развивалась трудно. Из нововведений приживались только те, которые способствовали укреплению власти, интересам государства, стабильности общества.
Традиционные цивилизации обладают удивительной живучестью. Александр Македонский покорил весь Ближний Восток, основал громадную империю. Но Восток сохранил неповторимое своеобразие своей культуры. Как огромный шквал прошли по странам Востока орды Чингиз-Хана - и все же все возвратилось на старые места, народы продолжали жить по-старому, своими родами и общинами, поклоняться старым богам, менявшим разве что название. Все это - Восток .
Прямо противоположный Востоку характер имеет западная цивилизация. Под термином "Запад" понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в 15-17 столетиях. Предшественниками этого типа были культуры античности и христианская традиция. Именно античная культура привнесла в современную европейскую цивилизацию традицию быстрого логического усвоения знаний. Именно древнегреческая философия сформулировала идею любви к знанию самому по себе. Христианство же возвело Логос (знание - греч) в ранг Бога. В христианстве Бог происходит не из природы, а из самого человека. Человек создан "по образу и подобию божьему" и поэтому может претендовать на то, чтобы стать как Бог, стать самим Богом.
Именно эти предпосылки смогли создать культуру, которая своей целью ставит покорение и преобразование природы, что немыслимо, даже кощунственно, для мировоззрения Востока.
Не менее важным фактором в становлении западной цивилизации стала демократия и идея правового государства, главной целью которой является обеспечение свободного развития личности, реализация прав и свобод человека и гражданина. Высшей ценностью признается человек. Именно он - венец природы, конечная точка эволюции. В обществе, основанном на частной собственности высоко ценится индивидуализм, личные интересы ставятся выше интересов общественных.
Но достижения Запада не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Конкуренция резко ограничивает сферу сострадания и милосердия. Не случайно, что именно западноевропейская культура породила социал-дарвинизм с его пренебрежительным отношением к народам Азии и Африки, культы насилия и техники, две мировые войны и завоевательные "крестовые" походы против неевропейских народов. Мир массового потребления полностью поглотил и подчинил себе европейца. Обладание вещами в соответствие с рекламой стало целью, любовь заменил секс, дружбу - денежный расчет. Западная цивилизация обрекает людей на мелкий практицизм и заботу о банковском счете. Акцент делается не на личности, а на ее эгоизме и индивидуализме, на ее праве в угоду себе принести в жертву и семью, и государство, и этнос, и Родину.
Похожие статьи:
Опыт социальной работы с малообеспеченными семьями на примере Волгоградской
области. Особенности
региональной социальной политики с малообеспеченными семьями
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим од ...
Практическая часть
Анкета Трудоустройство молодежи 1. Имеете ли Вы работу? а) да б) нет (Если Вы ответили вариант "а", то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса): 2. Нравится ли Вам ваша работа? а) да б) нет в) у меня нет выбора 3. Устраива ...
Подростковая занятость в России. Организация подростковой занятости.
Организация занятости подростков - сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур - службы занятости, образовательных учреждений и органов управления образовани ...