Социологические парадигмы
Страница 2

Информация » Концепции Эмиля Дюркгейма » Социологические парадигмы

Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок — в своем крайнем выражении — натурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек — природа». Теоретической схемой, описывающей процессы развития в натуралистских концепциях, является отношение «организм — среда», а носителем этих процессов — человек, как только природный индивид.

Признавая существенное влияние окружающей среды на развитие психических структур, натурализм решающее значение придает наследственным механизмам, врожденным задаткам, телесной организации — генетической программе в целом. Среда, в силу своей чуждости организму, представляет собой хотя и важное, но лишь внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики.

Вторая парадигмальная установка (наиболее характерная для советской психологии) — это социоморфизм, категориальной рамкой которого является соотношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается прежде всего как социальный индивид; его сущность — не в природе и не в нем самом, а в обществе. Здесь само устройство общества есть источник, основа и объяснительный принцип происхождения и строения человеческой психики. Общий смысл развития здесь — это социализация индивида, формирование («отливка») внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу или мерке.[12,с. 18]

Внутри естественнонаучного подхода к изучению природы психических явлений необходимо выделить и такую частную, но чрезвычайно важную для всякой науки парадигмальную установку, как гносеалогизм, которая полагает, что познавательное отношение человека к миру является исходным и фундаментальным, определяющим или обеспечивающим любые другие его отношения. Психология развития в данной парадигме сведена к познавательному развитию, к возникновению и становлению когнитивных структур, механизмов, стилей, обеспечивающих расширяющееся взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. При этом конечные причины становления познавательных структур находятся вне собственно психологии человека. Под социально-психологической парадигмой понимают подход к изучению, рассмотрению психического в человеке. Можно рассматривать парадигмы с точки зрения материалистического и идеалистического подхода к изучению психики человека. Материалистическая парадигма закрепилась в отечественной психологии. Исходя из того, что бытие определяет сознание, а психика – это свойства мозга, то есть материи (Фрейд, Маркс, Леонтьев, Выготский). На основании материалистической теории психического был разработан деятельностный подход к развитию и становлению психики человека: бытие определяет сознание, значит, деятельность первична, а психика вторично. Метод исследования максимально объективен и независим от испытуемого.

Можно рассматривать парадигмы с точки зрения экспериментального и экспириентального подхода к изучению психики человека. Экспериментальная парадигма, ориентирована на выявление всеобщей закономерности. В исследованиях задействуется большое количество людей. То есть, ее не интересует исключение из правил, мало интересуют индивидуальные различия. Испытуемый – это объект исследований. Экспериментатор активно вмешивается в жизнь испытуемого для достижения истины. Исследователь активен. Используются методы естественных наук, количественный анализ (математическая статистика).

Экспериментальная парадигма характеризуется особым подходом к человеку как к личности и индивидуальности, а не как к биологическому виду. Каждый человек уникален и исследователь озабочен наличием не закономерностей, а состоянием конкретного человека. Лежит в основе гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс, Р. Мэй). Характерно бережное отношение к клиенту, максимальное невмешательство во внутреннее состояние. Сам клиент – исследователь. Метод - только качественная обработка результатов.[12,с. 16]

Таким образом, мы видим, что социально-психологические парадигмы отечественной и зарубежной психологии имеют в своей основе единые философские начала, позволяющие их классифицировать по различным подходам к познанию психического.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Сознание как основа существования человека
Разные ученые по-разному трактуют категорию сознания. Кант, пытаясь решить вопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как «единство синтеза», как единство трансцендентальн ...

Формы и осуществление социального контроля. Формы социального контроля
В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля: · внешний контроль; · внутренний контроль; · контроль через отождествление с референтной группой; · контроль через создание возможностей добиться социально значи ...

«Аутогенная тренировка – профилактика неврозов»
Теперь разберём метод Аутогенной тренировки, как профилактику неврозов. В последние годы аутогенная тренировка (АТ) с успехом применяется не только для терапии неврозов, но и при стенокардии, психофизиологической реабилитации постинфарктны ...