Социологизм Э. Дюркгейма
Страница 2

Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному или современному.

Дюркгейм был сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Вместе с тем, он являлся противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны.

Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" - коллективные представления (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые существуют вне индивида и принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".

Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни". Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан, его идеи продолжают сохранять актуальность и по сей день.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Сельская местность как социально-экономическое пространство для реализации социальных проектов. Традиции и формы социальной помощи в крестьянской общине
На протяжении многих столетий экономика Российского государства носила аграрный характер и лишь на рубеже XIX-XX вв. Россия стала превращаться в аграрно-промышленную державу. Естественно, что все это длительное историческое время в структу ...

Географический фактор и типы территориального расселения. Их роль в развитии потребностей людей
Наш дом планета Земля имеет огромные территории, на которых проживают люди. Современные люди, как правило, ведут оседлый образ жизни, т.е. практически никогда не покидают то место, где они родились. Климат мест обитания человека различен н ...

Признаки групп «социального дна».
Выделение групп населения в "социальное дно", как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Одна­ко эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурс ...