Теоретическая часть
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура "вопрос-ответ" строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования.
По числу респондентов
Индивидуальное анкетирование(один респондент)
Групповое анкетирование
(несколько респондентов), Аудиторное анкетирование
- методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Массовое анкетирование
(от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
Сплошное
(опрос всех представителей выборки)
Выборочное
(опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
Очное
(в присутствии исследователя-анкетёра)
Заочное
(анкетёр отсутствует)
Рассылка анкет по почте
Публикация анкет в прессе
Публикация анкет в Интернете
Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.
Он-лайн анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится он-лайн анкетирование. Дизайн он-лайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.
По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после службы в армии?") и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
Основные правила построения анкеты:
логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами;
интерес респондента должен расти от вопроса к вопросу;
отсутствие слишком сложных или интимных вопросов;
соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы;
в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов;
общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать респондента.
Анкетирование может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии интервьюера индивидуально; групповое заполнение в присутствии интервьюера; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетирование, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.
Применение: определение объема и долей рынка, оценка потенциала рынка конкретного продукта, характеристики рынка и тенденций его развития (комплексное исследование), регулярный мониторинг рыночных показателей, портрет и поведение потребителей, изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителя, сегментирование потребителей и выбор целевого рынка.
Похожие статьи:
Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемост ...
Организация, формы и методы социальной работы с
пожилыми людьми
Социальную защиту следует рассматривать как относительно самостоятельный институт права России, включающий соответствующие общественные отношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защиты на основе статьи 7 Конс ...
Мониторинг в практике социальной работы
Мониторинг социологический (от лат. monitoring - предостерегающий) - форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса и ...