Понятие глобальных проблем
Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
Критериями выделения глобальных проблем является следующее:
повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.
Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.
Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.
Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:
возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
возможность всемирной экологической катастрофы;
духовно-нравственный кризис человечества.
Интересно то, что при решении третьей проблемы первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно и нравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный чёловек не оскорбляет окружающих и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью глобальную проблему, которая по сути является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.
Анализ глобальных проблем
Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием, прежде всего у руководства США.
Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит "ядерная зима", в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.
Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.
Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария (мамонт, шерстистый носорог, степной зубр, пещерный медведь и др.). Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в. они носили локальный характер.
На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы: почти не осталось неосвоенных земель (за исключением территории России), систематически увеличивается площадь пустынь, сокращаются площади лесов - легкие планеты, изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличивается количество углекислого газа и уменьшается - кислорода, разрушается озоновый слой.
Начинается экологическая проблема с индивидуального поведения человека. Если он допускает выбрасывание хотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровне массовом возникают экологические проблемы. Такое сознание порождает их с неизбежностью. Обратите внимание, во что превратились железнодорожные платформы в России, на которые курящие бросают окурки, а поглощающие семечки - шелуху, и тогда многое станет ясным. Не какие-то плохие люди, политики или директора крупных заводов способны устроить экологическую катастрофу. Ее устраиваем мы с вами своим собственным поведением. От хаоса, мусора в сознании и моральной неразвитости рождается мусор на улицах, загрязняются реки и моря, разрушается озоновый слой и варварски вырубаются леса. Человек забыл, что окружающий мир - это продолжение его собственного тела, и если он загрязняет, разрушает среду обитания, то прежде всего вредит себе. Об этом свидетельствуют те заболевания, с которыми столкнулся современный человек.
Общество еще определяют как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира. Только отличив себя от иного, от природы, человек и общество могут осознать свою специфику. Глубоко и ярко ее выразил Н.А. Бердяев: "Дух есть свобода, а не природа".
С одной стороны, человек является биологическим видом, а общество представляет собой особую целостность таких биологических особей, с другой - человек только и является человеком постольку, поскольку отличает себя от окружающего природного, животного мира. Отличие человеческого от природного можно зафиксировать в таких терминах, как "культура", "социальность", "духовность", "трудовая, разумная деятельность" и др.
Человек - принципиальное отличающееся от природы существо, и вместе с тем - наиболее глубоко укорененное в ней. Природа нуждается в человеке, она не самодостаточна без него, и произвела она его не для того, чтобы он себя уничтожил. Человек также нуждается в природе, без нее он превращается в автомат. Современные психологи установили, насколько благоприятно действуют на человека, особенно на детей, домашние животные, а прогулка в лесу может снять недельную усталость и нервное напряжение.
Человек и природа неслиянны, ибо человек существует как Человек только благодаря общественным отношениям, которые не существуют в природе, а также то, что общество и природа нерасторжимы, ибо человек всегда остается биологическим видом, а общество всегда вынуждено использовать окружающую среду и природные ресурсы в своей жизнедеятельности. Проблема заключается лишь в гуманном отношении человека к самому себе (своему телу) и к природе как своему телесному продолжению,
Терроризм в современности также приобретает характер глобальной проблемы. Особенно при наличии у террористов смертоносных средств или оружия, способных уничтожить огромное количество ни в чем не повинных людей. Терроризм - это явление, форма преступности, направленная непосредственно против человека, угрожающая его жизни и за счет этого стремящаяся достичь своих целей. Терроризм абсолютно недопустим с точки зрения гуманизма, а с точки зрения права является тягчайшим преступлением.
С терроризмом чрезвычайно сложно бороться, ибо при этом подвергаются опасности жизни неповинных людей, взятых в заложники или шантажируемых. Нет и не может быть никакого оправдания таким действиям. Террор уводит человечество в эпоху доцивилизационного развития - это бесчеловечное варварство, когда жизнь человека ни во что не ставится. Он - зверское распространение принципа кровной мести, несовместимой ни с какой развитой религией, тем более - мировой. Все развитые религии и вся культура безоговорочно осуждают терроризм, считая его абсолютно недопустимым.
Но после безусловного осуждения данного явления необходимо задуматься о его причинах. Борьба с последствиями также неэффективна, как и лечение запущенной болезни. Лишь поняв причины терроризма и искоренив или решив их, можно действительно его победить. В этой связи можно формально выделить два вида причин возникновения терроризма: субъективные и объективные.
Субъективные причины совпадают с причинами возникновения преступности вообще - это стремление обогатиться. Только терроризм избирает для этого самый бесчеловечный и недопустимый способ. С таким терроризмом необходимо бороться всеми законными способами. При этом наказание должно быть неотвратимым и суровым.
Но существует терроризм, имеющий объективные причины, т.е. тот, который не ставит цели личного обогащения, но преследует какие-либо политические и иные цели, В наибольшей степени поставщиком современного терроризма является сепаратизм в виде борьбы за национальную независимость, но недопустимыми методами.
Приходится признать, что рост национального самосознания почти с неизбежностью стремится к государственному оформлению. Цивилизованно избежать этой проблемы можно лишь создавая благоприятные условия для развития данной нации в рамках существующего не национального, а многонационального государства. Необходимо идти на компромиссы и искать компромиссов, стремиться решать данную проблему, а не подавлять ее.
Но возможность такого решения проблемы терроризма усугубляется тем, что существует международная террористическая сеть, которая снабжает террористов как оружием, так и денежными средствами, предоставляет информационную помощь. А вместо того, чтобы совместно бороться против международного терроризма, развитые страны использовали его как разменную карту в борьбе друг против друга. Плоды такой политики обернулись против тех стран, кто финансировал и создавал эту сеть. Управляемый терроризм вдруг стал неуправляем, и после трагических событий в сентябре 2001 г. в США пришло осознание, что у террористов есть собственные, свои цели, и что против террора надо бороться совместно.
Другой объективный источник терроризма, наряду с национальным, -- это неравномерность экономического и социального развития в разных регионах и странах мира. Продолжающаяся политика неоколониализма и эксплуатации в скрытой форме - вот основной источник международного терроризма сегодня. Сытый не может понять голодного, а голодный сытого; безграмотный и невежественный человек всегда стремится решать свои проблемы при помощи насилия. А сытый, но духовно и морально неразвитый человек всегда стремится жить еще богаче и лучше, не обращая внимания на нищету и неустроенность других. Таким образом, основной источник терроризма - в социально-экономических проблемах современного мира, в несправедливом перераспределении богатств, в беспросветном невежестве и фанатизме одних и удовлетворенном самодовольстве других.
Человек, доведенный до отчаяния и не имеющий никаких легальных и законных форм воздействия на определенную ситуацию, обращается к самому простому - насильственному варианту, полагая, что этим путем можно чего-то добиться. Этот путь недопустим, однако отсутствие достаточного духовно-нравственного развития ведет к фанатизму и насилию.
Как терроризм с субъективными причинами, так и терроризм с объективными - в равной степени не имеет оправдания. В силу разницы причин различными и многообразными должны быть методы борьбы с этим явлением. Никакое насилие над человеком не должно быть безнаказанным, но необходимо идти по пути ликвидации причин, приводящих к терроризму. Современный международный экономический порядок, видимо, ведет человечество в тупик, и если оно хочет выжить, то должно бороться за его изменение. Политики наиболее развитых стран несут здесь особую ответственность, но именно они не хотят признать тот факт, что современный мир является взаимозависимым, что невозможно спастись в одиночку. Их борьба за права человека носит двойственный характер и выражает скорее определенные геополитические, а не общечеловеческие интересы.
Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Демографические процессы исследуются демографией - наукой о населении, законах его воспроизводства и развития в общественно-исторической обусловленности.
Считается, что демография берет свое начало с 1662 г. - с момента издания книги Дж. Граунта "Естественные и политические наблюдения, сделанные на основе свидетельств о смерти"..Термин "демография" был введен в 1855 г. в книге А. Гийяра "Элемент человеческой статистики, или сравнительная демография".
Английский экономист и священник Т. Мальтус (1766-1834) в работе "Опыт о законе народонаселения..." (1798) хотел объяснить противоречия общественного развития сформулированным им "естественным законом", согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. В силу этого возможно "абсолютное перенаселение", с которым необходимо бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости.
Рассмотрим динамику роста народонаселения Земли: ранний палеолит - 100-200 тыс. человек, к концу неолита (пере-ход к земледелию) - 50 млн, начало нашей эры- 230 млн, к началу XIX в. - 1 млрд, к 1930 г. - 2 млрд, к 1961 г. - 3 млрд, к началу 1976 г. - 4 млрд, к нач. 1980 г. - 4,4 млрд, 1988 г. - свыше 4,9 млрд. Темпы роста населения Земли постоянно увеличиваются, достигая 2% в год, что дало основание говорить о "демографическом взрыве". Однако в дальнейшем, под влиянием социально-экономических факторов, рост населения должен стабилизироваться. Это связано с развитием "внутрисемейного планирования", так называемого "сознательного родительства". В связи с этим ожидается, что в конце XXI в. наступит стабилизация численности населения на уровне 11-12 млрд человек. Таким образом, в XX в. обнаружилась несостоятельность расчетов Мальтуса, ибо объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население. Ошибка мальтузианства заключается в сведении процессов демографии к биологическим принципам, в то время как развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации и уровня культуры общества. Однако в корне ошибочная точка зрения Мальтуса до сих пор воспроизводится и распространяется. Между тем она ошибочна не только с точки зрения науки, но и недопустима с точки зрения гуманизма.
Рождение нового человека - это счастье для родителей, в детях во многом заключается смысл жизни человека, но в условиях современной рыночной экономики деторождение стало "невыгодным" предприятием. В современную эпоху все измеряется в материальных ценностях, в деньгах, что переносится и на сферу смысла. Но человек, живущий ради себя и не заводящий детей из соображений "экономии", совершает преступление против своей духовной сущности, против жизни в конечном счете. И никто извне не должен, не имеет права ограничивать деторождаемость, не может указывать родителям, каким количеством детей им следует ограничиваться. Рождение ребенка - это самое великое в создании чего может участвовать человек. В ребенке - бесконечная радость и удовлетворение, и если рождаются дети, то Бог еще не оставил, человека, по высказыванию одного из великих писателей. Вместе с тем важно не только рожать детей, но и воспитывать их, помогать вставать на ноги, обретать свое место в обществе. Об этом должно заботиться государство, называющее себя социальным.
Особенно важно развитие деторождаемости в России. Это только на первый взгляд кажется, что рост населения приводит к экономическим проблемам. На деле он же и решает их, ибо увеличиваются потребности, растет экономическая активность людей, что в итоге приводит к экономическому росту. Такие процессы мы можем сейчас наблюдать в странах, отличающихся большой плотностью населения - в Германии, Японии и, особенно, - в Китае. Исходя из этого можно сделать вывод, прямо противоположный мальтузианству. Рост населения может не только порождать проблемы, но и решать их.
Демографическая проблема между тем существует и она противоречива, имеет противоположный характер для разных стран: в Китае - перенаселение, в России - депопуляция. Вместе с общественным развитием эта проблема должна находить свое разрешение естественным путем, - будет происходить стабилизация в этом отношении. Однако государства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынуждены применять соответствующие меры. Важно, чтобы они не носили насильственный характер и не нарушали суверенитет личности, семейной жизни.
Демографические процессы на рубеже XX - XXI вв. во многом определяют две тенденции:
демографический "взрыв", характеризующийся резким приростом населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов;
"нулевой прирост" населения в странах Западной Европы.
Первая ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, включая голод и неграмотность десятков миллионов людей. Вторая - к резкому старению населения в развитых странах, включая ухудшение баланса между работающими и пенсионерами и т.д.
В России согласно данным Госкомстата на январь 2000 г., население составило 145 млн 600 тыс. жителей; причем только с 1 января по 1 декабря 1999 г. население страны сократилось на 716 900 человек. Другими словами, за 1999 г. население России сократилось на 0,5% (для сравнения: в 1992 г. - на 0,02%). Ежегодно в стране умирает 60 тыс. детей. Смертность в 1,5 раза превышает рождаемость; 80% младенческой смертности вызвано инфекционными заболеваниями. Страшная проблема - детская и подростковая токсикомания и наркомания. Существует несоответствие между числом разведенных женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, и числом мужчин, готовых вступить в повторный брак. По оценкам специалистов, к 2020 г. трудоспособное население России за Уралом составит 6-8 млн человек. Для сравнения в прилегающих районах приграничных стран этого региона в том же году численность трудоспособного населения прогнозируется в 600 млн человек. Население же России к 2050 г. в целом может составить всего 114 млн жителей. Возникновение множества конфликтов на постсоветском пространстве вновь поднимает проблему миграции. В этих условиях государство и общество должны приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать население России в деторождении.
Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе. То, что в современном мире люди могут недоедать, а тем более - умирать с голода, явление совершенно аморальное, преступное и недопустимое. Это - позор человечества и прежде всего наиболее развитых стран. Вот где действительное поприще для защиты прав человека, когда попирается его основное право - на жизнь. Однако в международной политике и экономике господствуют двойные стандарты, а на вооружение тратится столько средств, что можно было бы в планетарном масштабе решить продовольственную, жилищную и образовательную проблемы. Современное "развитое" человечество тратит колоссальные средства на разработку оружия массового поражения вместо того, чтобы помогать нуждающимся встать на ноги, накормить голодающих; вместо того, чтобы победить невежество и фанатизм посредством развития мировой системы образования и т.д.
СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в., его можно также назвать и бичом XX в. Заболевание, обнаруженное в США в 1981 г., стало быстро распространяться по всей планете. Прежде всего, это происходило из-за половой распущенности современного "цивилизованного" человека и наркомании. К началу 2001 г. в мире насчитывалось 40 млн больных СПИДом, и более 16 млн уже умерли. В России также распространяется эпидемия СПИДа: сейчас в стране по неофициальным данным заражены около 500 тыс. человек. Причем он охватывает в основном людей в возрасте от 15 до 30 лет, что может усугубить проблему депопуляции.
Еще быстрее в России распространяется наркомания. Проблема связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им.
СПИД и наркоманию в России сейчас можно назвать бедствием национального масштаба, обрушившимся на ее народы. Можно говорить о геноциде, ибо в результате заболеваний и пагубных пристрастий нация лишается наиболее активной и молодой своей части. Когда-нибудь статистика подсчитает, от чего погибло людей в России больше - от сталинских репрессий или от СПИДа и наркомании. И тогда рубеж тысячелетий в России войдет в историю не только благодаря попытке осуществления реформ…
Наряду с такими явными заболеваниями и пороками как СПИД и наркомания, существуют более "безобидные", которые просто уничтожают человека медленнее, но, тем не менее, так же неотвратимо. Сходство здесь лишь в том, что государство не вело борьбы ни с первыми, ни со вторыми. К числу вторых можно отнести пьянство, которое глубоко укоренилось в России, а также табакокурение, сквернословие и др.
Алкоголизм имеет не только внутренние духовные причины, когда человек переживает мировоззренческий кризис, сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами в жизни, стремясь снять стресс через отключение сознания, но и социальные. В условиях командно-административной системы и единой насильственно насаждаемой идеологии происходило подавление всякой инициативы и творческого начала в человеке, он не мог самореализоваться. Понимая всю бесперспективность и бессмысленность существования, предавался пьянству. В 90-х годах XX в., в период рыночной, олигархической вакханалии, и сегодня в условиях бюрократизации государственного аппарата и его коррумпированности человек также имел и имеет мало возможностей для улучшения своих жизненных условий. Тем самым сохранялись социальные предпосылки для процветании, как алкоголизма, так и наркомании, наряду с преступностью. Особенно тяжелое положение, как и на протяжении всего XX в., сложилось на селе, где существует повальное пьянство. А в городах, где больше денег и развлечений - господствует наркомания. Для борьбы сэтими болезнями и пороками должно сплотиться все общество и государство, от школы до правоохранительных органов.
Наибольшее распространение сейчас в России получило табакокурение. Оно незаметно проникло во все поры общества. Реклама на улицах российских городов продолжает соблазнять и совращать молодежь, в то время как в цивилизованных странах ведется серьезная борьба государства и системы образования с данным пороком. Необходимо развивать специальные воспитательные и образовательные программы, направленные на просвещение подрастающего поколения. Следует также приложить все усилия, чтобы сделать табакокурение непривлекательным, отвратительным, каким оно на самом деле и является. Необходимо помогать человеку избавляться от этой крайне вредной привычки, развивать антирекламу табакокурения, потребления пива и алкогольных напитков. Государство должно повышать налоги на табачные изделия, направляя полученные средства на указанные меры. Человек должен осознавать, что за разрушение собственного здоровья он тратит еще и деньги.
Одна из проблем, связанных с духовным недоразвитием - это сквернословие. Когда человек произносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральный строй. Обычный человек этого не замечает, считает сквернословие безобидным явлением, но как только он становится на путь культурного, а еще более - духовного развития, он осознает всю его пагубность и недопустимость. Сквернословие - это грязь, а произносящий его, получается, ест грязь. Если человек уважает себя и окружающих людей, то не допустит сквернословия, ибо оно унижает человеческое достоинство, прежде всего достоинство того, кто его допускает. Необходима экология не только окружающей среды, но и языка.
Похожие статьи:
Профилактика жестокого обращения с детьми
За последние 35 лет на вопросы жестокого обращения с детьми стало обращаться более пристальное внимание со стороны общества и специалистов. Эпидемиологические исследования ряда стран свидетельствуют о том, что жесткое обращение с детьми яв ...
Трудности пожилых людей. Бедность и Состояние Здоровья
Насколько известно каждому человеку, на сегодняшний день размер пенсии у некоторых пенсионеров едва дотягивает да прожиточного минимума. Материальное положение пенсионеров – постоянно обсуждаемая в средствах массовой информации и на уровне ...
Общественный процесс труда
Если простой процесс труда раскрывает специфический для человека способ обмена веществ между ним и природой, то общественный процесс труда представляет способ обмена продуктами деятельности между людьми. Первый по преимуществу индивидуален ...