Организация
социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной
реабилитации: отечественный опытСтраница 1
В современной России существенными признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и, как следствие, – изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны.
Ежегодно на 30–40 тысяч человек увеличивается общее число детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них относится к социальным сиротам.
В 1990-е годы сложилась определенная система профилактики детской безнадзорности и правонарушений, приняты меры по развитию законодательства в этой области. Утвержден Семейный Кодекс Российской Федерации, который включает такие разделы, как «Права несовершеннолетних детей», «Приемная семья». В 1998 году вступил в силу ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определил социальную реабилитацию ребенка как мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Данное положение было закреплено в Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения», распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1995 года и постановлением правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации». В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям.
Основополагающим документом для решения проблем социальных отклонений в детской среде является закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон выделил задачи, соответствующие новым методикам профилактики, изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Основные задачи в законе сводятся к:
– осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, способствующих этому;
– организации контроля за условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности;
– осуществлению всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование;
– отказу от карательных мер в отношении несовершеннолетних детей и их семей; осуществлению деятельности, основанной на нормах международного права.
В 2006 году была разработана и утверждена программа мер по преодолению социального сиротства и улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей до 2010 года. Программа предусматривает решение таких вопросов, как совершенствование нормативно-правовой базы, поддержка семей в воспитании и образовании детей, социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Впервые предусмотрено введение социально-образовательного полиса для детей из социально незащищенных семей, что дает таким детям больше гарантий для получения образования.
На 1 января 2006 года в Российской Федерации действовало 1162 учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 754 стационарных отделений для несовершеннолетних, 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В течение 2008 года учреждениями социального обслуживания были предоставлены услуги 340 тысячам несовершеннолетних.
В зависимости от того, с какими категориями детей и подростков, а также семей социального риска приходится работать специалистам, их направления деятельности строятся в определенной системе, в которой реализуются меры первичной, вторичной и третичной профилактики.
Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации.
Объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении и имеют проблемы в школьном обучении, интеллектуальном развитии, общении, имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут привести к побегам ребенка из семьи или воспитательного учреждения.
Похожие статьи:
Проблемы нового общества
Ж. Эллюль: “Сегодня мы переживаем феномен, породивший много надежд. Это - преображение техники. Мне хотелось бы уточнить, что вплоть до 70-х годов нашего столетия техника была монолитной силой, ориентированной лишь в одном направлении. Она ...
Императрица Екатерина II
«Я родилась 21 апреля 1729 года в Шеттинге, в Померании. Мне рассказывали, что, так как ждали сына, то вовсе не были рады»,- так написала о своем появлении на свет сама Екатерина II. Екатерина II хотела быть императрицей в сильной стране. ...
Заключение.
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня. Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социал ...