Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентовСтраница 1
Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью своего обучения 49,3% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,4% студентов. В 2002 г. такая цель обучения – повышение уровня образования – была названа 37,5% опрошенных.
При поступлении студентов привлекают доступность образования – 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения – 37,8%; гибкий график обучения – 31,3%; высокое качество обучения – 28,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что 31,6% студентов пришли в ВУЗ по рекомендации знакомых и друзей, а вот реклама ВУЗа привлекла лишь 6,4% опрошенных. В настоящее время в условиях острой конкуренции высших учебных заведений в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию ВУЗа, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности, которая в целом проводится в филиалах.
Основная масса опрошенных приходит после окончания школы, лицея или гимназии – 69,9%; ПТУ или техникум окончили 26% опрошенных; высшее учебное заведение – 4,1%. По сравнению с 2005 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях.
В 2008 г. в ВУЗы пришли студенты, имеющие хорошую довузовскую подготовку (табл. 2).
Таблица 2
Назовите средний балл Вашего школьного аттестата
Ответили |
Частота |
Процент |
Только 5 В основном 5 Поровну 5 и 4 В основном 4 Поровну 3 и 4 В основном 3 Всего |
107 517 523 2345 988 596 5076 |
2,1 10,2 10,3 46,2 19,5 11,7 100,0 |
Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4% студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов. Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при работе с компьютерными программами.
Для большой части студентов степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 3, 4).
Таблица 3
Хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра
Ответили |
Частота |
Процент |
Да Скорее да И да и нет Скорее нет Нет Всего |
2327 1151 946 420 232 5076 |
45,8 22,7 18,6 8,3 4,6 100,0 |
Похожие статьи:
Социологический "угол зрения "
В чем же состоит специфически социологический угол зрения, который отличает социологию от таких наук, как юриспруденция, психология, демография и других, также изучающих человека и общество? Для уяснения сути вопроса можно пользоваться раз ...
Методологический характер дисциплины «Исследование
социально-экономических и политических процессов»
Методология – это учение о методах; система методов, приводящие к обоснованию теории. Методология – теория, опрокинутая на практику, т.е. теория с помощью которой проверяются другие теории. Методология исследования экономических и политиче ...
Социальная реклама: основные понятия. Понятие и сущность социальной рекламы
Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляютс ...