Психологическая характеристика социального интеллекта, обусловленного
гендеромСтраница 5
а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы;
б) своих перцептивных умений, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем);
в) готовности воспринимать новое во внешней среде;
г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);
д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды (экологическая психокультура);
е) способов персонализации окружающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»);
ж) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).
На социальный интеллект могут быть распространены те закономерности, которые обнаруживаются в сфере общего интеллекта. При этом определение социального интеллекта должно быть также ограничено: умение взаимодействовать с людьми отнюдь не сводится к умению их понимать. Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. Тогда социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной.
Социальный интеллект – многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты:
1. Коммуникативно-личностный потенциал – комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные качества, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это – основной стержень социального интеллекта.
2. Характеристики самосознания – чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.
3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, людей и движущих ими мотивов.
4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность или истощаемость.
Еще один элемент социального интеллекта - социальная компетентность. Понятие социальная компетентность - составная часть длительной исследовательской традиции, связанной с изучением социального интеллекта. Успех личности в процессе социализации и профессионального становления определяется не только академическими знаниями, но и рядом способностей, таких, как компетентность, умение полноценно общаться, решать практические проблемы, адаптироваться к условиям существования, т.е. эффективно справляться с повседневными задачами. Так же компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.
В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы:
- освоение психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;
- анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения
актуальных психологических проблем;
- овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач (саморегуляции, общения и др.), и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;
- выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.
В работах отечественных и зарубежных ученых рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социальная компетентность и др. Основным критерием компетентности является партнерская позиция в общении или позиция «на равных».
Похожие статьи:
Осужденные как целевая группа социальной работы
По состоянию на 1 июня 2000 г. в учреждениях уголовно-исправительной системы содержалось 1092 тыс. человек, в том числе в 195 следственных изоляторах и тюрьмах находилось 273, 5 тыс. человек. Как показывает анализ, многочисленный состав за ...
Проблема, объект, предмет, цели и задачи, понятия в исследовании
Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсами. Проблемы, попадающие в сферу внимания на ...
Признаки групп «социального дна».
Выделение групп населения в "социальное дно", как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Однако эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурс ...