Социальный интеллект в контексте гендера. Состояние проблемы социального интеллекта в современной науке
Страница 7

Информация » Гендерная обусловленность социального интеллекта » Социальный интеллект в контексте гендера. Состояние проблемы социального интеллекта в современной науке

Однако есть и другие данные — об отсутствии гендерных различии в области эмоциональных переживаний: метаанализ Дж. Марточчио и Э.О'Лири продемонстрировал гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях. Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение (Дженнис и коллеги) и по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих. Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоций, т. е. эмоций, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин-печаль и страх.

Как видно из вышеперечисленных исследований по данной теме наука накопила достаточно противоречивые знания и позиции на эту тему. Проясняющей ситуацию может выступить культура, а частности концепция о социальных ролях индивида, даваемых ему от рождения обществом и культурой для успешной социализации, продуктивного общественного сожительства, дальнейшей сексуальной идентификации. Данная тема хорошо прослеживается в теории структурного функционализма.

В контексте структурного функционализма Т. Парсонс провел четкое различие между социальным и культурным пластами. Анализируя культурные процессы он вывел понятие генерализованной ценности - господствующих идейных представлений. Развивая теорию о социальной системе, ее структуре и функциях Т.Парсонс и Р.Бейлс предложили идею о позитивной функции дифференциации половых ролей. Таким путем осуществляется социализация детей и регуляция сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли. Т. Парсонс и Р. Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уходу за детьми определяет ее экспрессивную роль , супруг, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. Таким образом, основной тезис этой системы заключается в том, что половые роли формируются и усваиваются в условиях социализации личности.

Одним из последних гендерных исследований на постсоветском пространстве является работа Сакулиной Е.Л., посвященная современным молодежным стереотипам маскулинности-фемининности. Автор говорит о том, что типические различия в содержательной специфике Образа Я и эмоционально-ценностного самоопределения мужчин и женщин во многом производны от специфики половых ролей, а также устоявшихся в общественном сознании стереотипных эталонов маскулинности-феминности, определяющих особенности семейного воспитания и первичной социализации, а позже нормы поведения, стиль общения, сферы самореализации.

Анализируя литературу по исследуемой проблеме можно заключить, что на начальном этапе формирования знаний о социальном интеллекте преобладал бихевиористический подход к изучению. Интеллект отождествляли с психофизиологическими функциями, подчеркивая врожденный характер его происхождения (Торндайк, Олпорт, Штерн и другие). Эти теории послужили основой для дальнейшего развития данной проблемы. И уже в результате выделения самого социального интеллекта как категории Торндайком, можно наблюдать активную разработку данной категории различными учеными Д.Гилфорд - один из ученых следующего этапа развития социального интеллекта, характеризующегося выделением социального интеллекта из структуры общего интеллекта. Особой вехой в развитии социального интеллекта явилась факторно-аналитическая теория Гифорда в 60-х годах 20 века. Кроме того, важно отметить, что именно Д. Гилфорд создал первый валидный тест исследующий уровень социального интеллекта личности, который и по ныне остается основным в этом направлении. На данный момент наука накопила внушительный теоретико-эмпирический материал на тему различных видов интеллекта, а именно помимо социаьного интеллекта был выделении и эмоциональный, который рассматривается как смежный и позволяет получить более глубокое понимание сути, структуры, функций социального интеллекта. Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Знание данного психического явления может помочь в современной реструктуризации системы образования, помочь исследовать и преобразовывать сферы активного межличностного взаимодействия.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Похожие статьи:

Жилищная субсидия и её влияние на повышение доходов семей. Направление социальной политики государства в области поддержки семей с низким достатком при оплате жилищно-коммунальных услуг
С 1994 года в России действует система адресной социальной защиты населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг, механизм предоставления которой был впервые определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1 ...

Содержание индивидуального труда
Надо различать два сходных понятия — «индивидуальный труд» и «индивидуальная трудовая деятельность» (ИТД). Первое характеризует частичный труд, первичную клеточку разделения труда внутри предприятия. Разложение технологического процесса на ...

Социальные функции культуры
Социологический анализ культуры как анализ её социальных функций применяется довольно широко. Эти функции в свете вышеизложенного материала, выглядят достаточно очевидными. 1. Адаптация. Культура обеспечивает приспособление к среде - приро ...