Историческое развитие городов России. Обзор социальных процессов
в городах в IX-XIX векахСтраница 2
В Смутное время произошло сильное изменение народного сознания, особенно в среде городского населения. В ходе постоянных политических и социальных столкновений сильно выросла гражданская активность горожан и всех слоев русского общества в целом. Русский народ осознал свою ответственность за судьбу страны и, проявив высочайший духовный и патриотический подъем, освободил ее, восстановив прежнее государственное устройство.
Реформы патриарха Никона вызвали глубокий кризис в духовной жизни русского общества. Он начал исправление в богослужебной практике Церкви отклонений от первоначальных греческих обрядов и текстов. В народе, в подавляющем большинстве своем не отличавшемся тогда большой религиозной образованностью, было распространено «обрядоверие», то есть верующие не воспринимали сути религии, а только выполняли набор обрядов. Это стало причиной того, что незначительные коррекции ритуала вызвали появление национально-церковной оппозиции во главе с протопопом Аввакумом. Противостояние вылилось в ожесточенную борьбу и привело к тяжелому внутреннему расколу Церкви – расколу духовной основы существования общества.
На смену внутренним противоречиям пришли более радикальные перемены – реформы Петра I. Благодаря деятельности этого императора произошел стремительный подъем до европейского уровня градостроительства и социальной жизни. Петр принимал меры для предоставления городскому сословию самоуправления, чтобы поднять активность и социальный уровень русского торгово-промышленного класса. Но в отличие от европейских стран в России не было развитого класса буржуазии[4], поэтому городское самоуправление не могло быстро укорениться. Но эти нововведения дали толчок для роста благосостояния городского населения, что увеличивало его отрыв от деревни.
Кроме того, по западноевропейскому пути шло развитие градостроительства. Русские города постепенно из деревянных перестраивались в каменные, возрастали масштабы монументальных сооружений. Но вместе с внешними происходили и внутренние перемены – характер построек все чаще являлся светским. Об этом заботился сам Петр, активно поддерживая процессы секуляризации – отделения Церкви от государства. Это дало начало для развития исключительно светской культуры в городах, которое продолжалось позже в XVIII и XIX веках.
Время исторического развития городов России после смерти Петра I вплоть до XX века можно охарактеризовать как развитие в продолжение импульса, данного обществу императором-реформатором. Успешно развивается в среде интеллигенции светская культура, отодвигая на второй план религиозную. Русские императоры заботятся о росте городского класса, примером тому является «Грамота на права и выгода городам Российской Империи», данная Екатериной II. Но городское население так и не достигает уровня буржуазии европейских стран. Вместе с тем увеличивается пропасть между городской и деревенской культурой. Радикальным образом дифференцируются слои общества, что породило многочисленные социальные проблемы, связанные с крепостным правом и необходимостью его отмены. Раздробленность общественной жизни в городе и ее разрыв с деревней набирают ускорение к началу XX века, ознаменовавшемуся стремительной динамикой общественных процессов.
Похожие статьи:
Демографическая политика в современном российском обществе
Демографическая политика в России направлена на увеличение миграции в Россию, увеличение рождаемости и снижение смертности. Основным субъектом демографической политики в России является партия власти, т.е. Единая Россия, Совет по реализаци ...
Психологические характеристики студентов
Анализ психологических характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушае ...
Концепции досуга и рекреации в современной социологии. Модели
и признаки досуговой деятельности
Современная социология располагает широким диапазоном досуго-вых концепций (лат. conceptio - мысль, понятие системы, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности), которые опираются на большинство макросоциологиче ...