Проблемы социальной политики России и пути их решенияСтраница 3
IV. Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации [5]:
1. Неопределенность школьного образования. Она заключается в отсутствии конкретного «образовательного вектора». Школьника учат всему понемногу, без определенной цели. При этом образование, которое ребенку предлагают современные российские школы, как правило, носит сугубо теоретический характер, тогда как на данном этапе становления личности человеку требуются как раз практические навыки.
2. Сомнительная эффективность единого государственного экзамена. Пройдя первую ступень образовательной системы (завершив обучение в школе), молодой россиянин сталкивается с проблемой сдачи единого государственного экзамена. Многие российские школы просто не готовы к такой форме проведения экзаменов. Ведь принятие решения об оценке теперь возлагается на компьютер, а не на конкретного человека. Знания оцениваются исключительно исходя из заполненного бланка ЕГЭ, а не на основе представления учителя о потенциале и степени развития учащегося.
3. Снижение качества высшего образования. В РФ на 1000 человек приходится 50 студентов. Из более чем 3000 вузов Совет по образованию и науке при Президенте РФ рекомендует абитуриентам лишь 150.
В связи с этим необходимо создать более эффективные формы контроля, способные обеспечить права граждан на получение качественного образования. Это означает, что в системе непрерывного образования нужно организовать систему управления качеством образования для широкой сети учебных заведений, различных по содержанию, уровню и характеру образовательных услуг, времени существования, формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, позволит решить большинство проблем. С одной стороны, интеграция оставляет правовую и финансово-экономическую самостоятельность учебным заведениям, а с другой – объединяет эти учреждения через общую систему управления качеством образовательного процесса [16].
Принципиальная схема финансирования образования должна выглядеть следующим образом:
а) за счет средств государственного бюджета финансируются программы:
- обучения в рамках государственного образовательного стандарта;
- подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;
- профессиональной переподготовки специалистов со средним и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;
б) за счет средств работодателей негосударственного сектора экономики финансируются образовательные программы подготовки и переподготовки для работников, имеющих юридически значимые соглашения о продолжении работы у данного работодателя после прохождения программ обучения;
в) за счет бюджетов домохозяйств финансируются образовательные программы, превышающие минимальный уровень обязательный уровень, установленный государственным образовательным стандартом [22, C.258].
V. На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения.
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.
Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных.
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Число занятых в ряде отраслей российской экономики действительно избыточно. Так, в нефтегазовом секторе управленческий аппарат в последние годы был раздут вследствие сверхвысоких цен на нефть. В электроэнергетике наблюдался тот же процесс благодаря возможности устанавливать монопольные тарифы. Не блещут эффективностью и некоторые другие отрасли.
Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы.
Похожие статьи:
Исследование конкретных методик библиосоциальной работы
В качестве методик библиосоциальной работы можно выделить такие методики, как: анкетирование, интервьюирование, тестирование, «проблемное колесо», картограммирование, БОУ. ...
Характеристика основных направлений Программы и программных проектов. Создание общегосударственной автоматизированной информационной
системы
Основной задачей данного направления является формирование единого национального информационного ресурса и создание инфраструктуры, обеспечивающей автоматизированное информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальны ...
Проблемы старшего поколения в Томской области
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою собственную, совершенно особенную жизнь, внести свой вклад в социальное развитие, воспитать детей. На закате жизни многим людям требуется помощь государства и общества, которые при это ...