Основные направления семей с детьми-инвалидами.
Страница 1

Информация » Социальная работа с семьями имеющими детей-инвалидов » Основные направления семей с детьми-инвалидами.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз­можностями (ОВ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф­ориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно не при­способлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко — отдель­ная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобрете­нием продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебе­ли, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Се­мьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транс­порта, дач, садовых участков, телефона.

Услуги для ребенка с ОБ в таких семьях преимущественно плат­ные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процеду­ры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособ­ления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, орто­педическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а до­ход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВ самый боль­шой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % ро­дителей произошел развод по причине рождения ребенка-инва­лида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэто­му к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы не­полной семьи.[5]

Психологические проблемы.

Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологиче­ских ресурсов родителей и родственников, а также от материаль­ных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспи­тания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопо­ниманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», до­рогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней ра­циональной позицией: последовательное выполнение всех инст­рукций, советов врачей, психологов.

В своей работе социальный работник должен опираться на по­зиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологиче­ский стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство ра­стерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости боль­шего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно — это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помо­гают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других де­тей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются воз­можности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддержива­ется психологическим угнетением детей из-за негативного отно­шения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и по­нять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного се­мейного климата.[6]

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Практическая часть
В данном кейсе существует ряд проблем, которые требуют решения: 1. семейные проблемы девушки; 2. проблема беременности девушки; 3. проблема наркомании девушки; 4. проблема проституции; 5. непосещение школы. Самым эффективным видом взаимоде ...

Почему женщины успешно делают карьеру?
Авторы упомянутой книги Хеннинг и Жардэн взяли интервью у 25 преуспевающих руководительниц, которым удалось достичь должности вице-президентов больших фирм. Их прежде всем интересовал вопрос: почему эти женщины смогли сделать карьеру? 1. И ...

Развитие монастырской системы помощи и поддержки нуждающихся в дореволюционное время
Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Первый — объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.), второй — колонизация Севера (XVI-XVII вв.). Объединение земель вокруг мо ...