Проведение пенсионной реформы
Противоречия пенсионной системы, действующей до конца 2001 года, показывали, что она находилась в тупиковом положении, из которого её, основываясь только на косметических изменениях нельзя было вывести. Учитывая невозможность создания полноценной накопительной составляющей, Правительством РФ было решено начать формирование смешанной модели финансирования, предусматривающей трансформацию распределительной системы в условно-накопительную с возможностью дополнительных отчислений по накопительной схеме. Примером такой модели может служить Латвия, где начиная с 1998 года создаются индивидуальные счета, на которых происходит номинальное накопление (т.е. индексация сумм отчислений). Подобная схема имеет стимулы для более позднего выхода на пенсию, т.к. увеличение пенсии опережает линейный характер, а кроме того, она располагает автоматическими стабилизаторами корректировки размера пенсии в зависимости от изменения продолжительности жизни.
Правительство РФ решило, полностью выполнив обязательства перед пенсионерами по старому законодательству, отказаться и от закона от 20.11.1990 и от закона №113 ФЗ, подготовить в 2001 году пакет законов, введя, таким образом, с 2002 года новое пенсионное законодательство.
В конце 2001 года Президент РФ подписал 5 пенсионных законов («Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования)», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также законы об изменениях в налоговом законодательстве), сформировавших базу для пенсионной реформы. Одновременно производились и повышения пенсий: средний размер пенсий к концу 2001 года составил 1240 руб.
С началом реформы – с 1 января 2002 года – началась конвертация пенсионных прав граждан, ознаменовав тем самым переход от распределительной к условно-накопитель-ной (распределительно-накопительной) системе пенсионного обеспечения. Она коснулась и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объём прав в рамках старой пенсионной модели, продолжает работу до достижения пенсионного возраста или после него. Структура источников финансирования и новая структура пенсий (а также действовавшая до 1.01.02 года) представлены на рисунке 2.2.
Наибольшие проблемы возникают при конвертации прав так называемых транзитных поколений – тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в старой модели, не достигли ещё пенсионного возраста. Все они с 01.01.02 виртуально ушли на пенсию и им начислена пенсия по нормам закона №113 ФЗ. В ней выделили страховую и базовую части, которые индексируются уже по новым законам. Новые же страховые взносы будут добавляться к старым, увеличивая, таким образом, общий размер пенсии.
Кроме того, у мужчин моложе 50 лет, и женщин моложе 45 лет в пенсии существует ещё одна часть – накопительная, она играет роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. На эти цели направляется определённый процент от страховых взносов. Эти средства, по выбору граждан будут направляться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством или (предположительно с 2004 года) негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчёте пенсии.[10]
Похожие статьи:
Основные
концепции изучения и измерения бедности.
Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности (а, соответственно, и источники расхождения в оценках ее масштабов) исходят из трех основных концепций: абсолютной
, основанной на формальном соответствии доходов установле ...
Отчёт о работе, проделанной в период с 02.02.2009 по 15.03.2009
Второго февраля, в 10 часов утра, как и было написано в направлении на практику от Волго-Вятской Академии Государственной Службы, я находился в вестибюле Областного Законодательного Собрания. На первом этаже этого здания располагается отде ...
Социально-психологический тренинг как форма активной групповой психологической
работы. Его виды. Особенности применения методов терапии в
социальной работе
«Игротерапия выступает как метод коррекции разбалансированных; эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей и подростков средствами игр». Игротерапией могут овладеть педагоги, социальные работники, стремящиеся акт ...