Общественный прогресс и социальное развитие

Информация » Социология » Общественный прогресс и социальное развитие

Общественный прогресс – это восхождение, поступательное развитие человечества.

Сама идея прогресса появилась лишь в XVII веке с развитием науки и техники. Развиваясь, она привлекала внимание к различным сторонам общественного бытия. Философы XVIII века, который вошёл в историю как век Просвещения, поверили в неограниченное могущество науки и техники. Сегодня прогресс понимается как развитие всех сторон человеческой жизни.

Как определить, прогрессивно ли развитие общества на том или ином историческом отрезке? Каковы критерии общественного прогресса? Всегда ли общество развивается по пути прогресса или существует регресс, т.е. движение назад, в обратном направлении? Эти вопросы сложны и ответы на них неоднозначны.

В древнем обществе идея развития понималась как простая последовательность событий или как циклический круговорот повторяемых событий. В средние века в религии появляется иная версия развития, которую упрощённо можно представить так: «От царства земного к царству небесному». В идеологии марксизма, господствовавшей в нашей стране, идея прогресса рассматривалась как рост производительности труда, повышение материального уровня жизни людей, всестороннее развитие человеческой личности. В конце XX века с появлением глобальных проблем общества, с нарастающим кризисом культуры, с ростом нестабильности в мире, меняются критерии прогресса. Возникает вопрос: по мере развития науки и техники развивается ли человек? Становится ли он добрее, нравственнее, счастливее? В настоящее время понятие прогресса связано с развитием человека, с созданием достойных условий его жизни.

В современном обществе главным критерием прогресса становится гуманизм. Гуманизм – (лат человечный) философский, нравственно-социологический, принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Представление о гуманизме менялось в различные эпохи.

Изначально представления о гуманизме выражались в понимании ценности человеческой жизни как таковой, в её историческом смысле.

Уже в первобытном обществе существовали запреты, касающиеся различных посягательств на жизнь и достоинство человека. В средние века, помимо законов, отношения людей регулировала религия. Новый Завет как памятник христианства отражает главную идею – любовь к ближнему, причем круг ближних очень широк, вплоть до раскаявшихся врагов.

Концепции социального развития.

Существует множество взглядов (концепций) на развитие общества, которые объединены в три большие группы:

Концепция однолинейного развития. Представители этой группы считают, что история едина и все народы идут к одной цели, только в разное время. Каждый человек, преследуя свои личные интересы, тем самым, работает на общество, поскольку из результатов каждого слагается общий результат. Развиваясь линейно, общество не стоит на месте. Рост потребностей человека – материальных, социальных и духовных приводит к развитию науки и техники, усложнению производства, улучшению жизненного уровня, развитию социальных связей и самого человека.

В настоящее время наиболее приемлемой считается теория, согласно которой каждое общество проходит следующие стадии однолинейного прогрессивного развития:

Традиционное общество – доиндустриальная ступень исторического развития, охватывает период от зарождения человечества до капитализма. В таком обществе господствует сельское натуральное хозяйство, сословные отношения. Решающую роль в таком обществе играют традиции. Решающую роль в социальной жизни такого общества играют церковь и армия.

Индустриальное общество. Для индустриальной стадии развития общества характерны следующие черты:

– высокий уровень промышленного развития;

– автоматизация производства;

– значительное повышение жизненного уровня.

Постиндустриальное (информационное) общество. Постиндустриальное общество – особая социальная форма, которая рождается в ходе эволюции и преобразования индустриального общества. Оно характеризуется следующими признаками:

– создание экономики услуг;

– преобладание технических специалистов и лиц свободных профессий;

– огромная роль теоретических знаний как источника нововведений;

– создание новой, интеллектуальной техники.

Концепция многолинейного развития. Сторонники этого направления считают, что общество развивается по своим законам, и у каждого народа есть свой путь развития. Каждый народ имеет свои культурные особенности, и вовсе не обязательно всем народам искать единый путь развития.

Концепция циклического развития. Цикл – это совокупность явлений, процессов, составляющих круговорот в течение определённого промежутка времени.

Сторонники этого направления считают, что единой истории у человечества нет, народы развиваются из самих себя по законам, присущим природе людей. После прохождения цикла цивилизация приходит в упадок, а затем, через несколько столетий, возрождается снова без какой-либо преемственности с предыдущей.


Похожие статьи:

Место социологии досуга среди социологических наук
Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает его междисциплинарный характер взаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного пове ...

Рекомендации
Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь то ...

Почему свобода не может быть абсолютной. Границы свободы
Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношен ...