Ведомственная. Человеколюбивое общество.Страница 2
В качестве основных задач деятельности Человеколюбивого общества были выделены три: 1) забота о дряхлых, престарелых и немощных; 2) трудоустройство неимущих; 3) помощь в воспитании сирот и детей бедных родителей.
К 1825г. (то есть к началу царствования Николая I) Общество учредило в Петербурге Медико-филантропический и Попечительный комитеты (1816), институт слепых и дом воспитания бедных детей (1819), дом для призрения малолетних бедных разночинного звания (1822); в Москве и ее окрестностях Попечительный комитет о бедных (1818), убежище для бедных в с. Болшеве (1819), Маросейкий богаделенный дом (1825). Кроме того, в 1816-1821 гг. были открыты отделения Общества в Казани, Воронеже, Уфе, Слуцке (Белоруссия) и Аренсбурге (о. Сааремаа в Эстонии).
Надо заметить, что деятельность Общества носила всеобъемлющий характер. Это выражалось в том, что оно открывало учебно-воспитательные учреждения, богадельни, дома с дешевыми квартирами, ночлежки, народные столовые, больницы и диспансеры, швейные мастерские и т. п. В 1816-1825 гг. активно работал Ученый комитет Общества, издававший специальный «Журнал Императорского Человеколюбивого общества», ставший первым в России печатным периодическим изданием, посвященным непосредственно проблемам призрения; в круг действий Ученого комитета входило также попечение и поощрение неимущих литераторов и художников. В то же время работа Общества носила по преимуществу «столичный» характер: его заведения в основном располагались либо в двух столицах, либо в их ближайших пригородах.
В годы царствования Николая I (1825-1855) в работе Общества произошли как позитивные, так и негативные перемены.
Открылось 32 новых заведения в составе Общества, то есть произошло расширение его деятельности. В 1838г. в Петербурге и Москве при Обществе были созданы специальные комитеты «по разбору и призрению просящих милостыню», в обязанности которых входила не только беспощадная борьба с тунеядцами, виновными в нищенстве, и определение их в работные дома, но и, что немало важно, тщательное рассмотрение случаев нищенства и оказание материальной помощи нуждающимся, добровольно явившимся за нею.
Администрация комитетов состояла из вице-президента и восьми членов, включая юристов и врачей, которые вели бюллетени о количестве прибывших за день нищих, заполняя на каждого «разборный листок» со следующими рубриками: имя, фамилия, сословие, возраст, национальность, вероисповедание, особые приметы, состояние здоровья, место жительства, ремесло, опись ценностей и вещей, сданных на хранение. Обычно нищих доставляли городовые, порой они приходили и сами с просьбой о пособии. Помощь оказывалась разнообразная — деньгами, продовольствием либо лекарствами. После опроса и первичной санитарной обработки новичка остригали, вели в баню и переодевали. Он поступал в полное распоряжение Комитета, получая питание и ночлег.
Один раз в неделю проходили заседания Комитета, на которых проводилась сортировка поступивших. Дряхлых и больных помещали в богадельни и больницы, которых, к слову, хронически не хватало. Здоровых нищих отправляли на фабрики и в мастерские, иногда такие мастерские создавались самими комитетами. Праздношатающихся, злостных нищих и бродяг отсылали либо на поселение в Сибирь, либо на родину или в места предыдущего проживания. Все эти процедуры очень дорого обходились казне, финансировавшей деятельность антинищенских комитетов, учитывая расходы на еду, обувь, одежду, лечение (иногда — похороны), наконец, переезды. Подавляющее большинство высланных вновь возвращались в столицы, а полученную в комитетах экипировку (рубашку, пиджак, брюки, ботинки, полушубок) продавали скупщикам, вырученные деньги пропивая. Кое-кто из нищих по нескольку раз в год проворачивал подобные «операции»: в печати однажды упоминался нищий, 45 раз попадавший в приемник.
Фактически антинищенские комитеты оказались мерой неэффективной: количество нищих в столицах непрерывно росло (в начале 1860-х гг. только в Москве промышляло не менее 40 тысяч нищих, собиравших в год более 3 миллионов рублей подаяния), а помощь со стороны комитетов оборачивалась узаконенной государством милостыней; не случайно сами нищие хвастались, Намекая на винную монополию: «Отчасти приносим пользу казне. Перегоняем одежду на вино!». Бесполезность работы антинищенских комитетов вскоре стала очевидной и правительству. В 1854г. Николай I своим указом категорически запретил нищенство в империи, о выполнении которого вскоре было императору доложено — учет нищих в стране был попросту прекращен.
Вместе с тем в 1832г. была прекращена деятельность Ученого комитета Человеколюбивого общества; в 1855г. закрыто «Общество посещения бедных» (созданное в составе Человеколюбивого общества в 1846г.). В общем же правление Николая I оказывало негативное воздействие на общественную благотворительность — «администрация смотрела на нее подозрительно и тормозила ее начинания». Прибавлялось и то, что для открытия благотворительных обществ всегда требовалось Высочайшее соизволение, добиться которого в условиях усиления борьбы с «крамолой» и общего недоверия к обществу со стороны власти было затруднительно.
Похожие статьи:
Социологические взгляды
Ивана Франко
Иван Яковлевич Франко (1846–1916) – видный украинский мыслитель, ученый, писатель, общественно-политический деятель занимает видное место в истории философской, социологической, социально-политической мысли. Социологическое наследие Франко ...
Деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом
В настоящее время более актуальной проблемой в мире, требующей первоочередного решения является проблема социальной защищенности детей. Важной задачей в западных странах становится обновление теории социализации ребенка, с целью определени ...
Детская программа
Значительное внимание в деятельности РПЦ уделяется и детским программам. В связи с этим следует упомянуть деятельность школы-приюта во имя преподобного Сергия Радонежского в Медведкове. В школе, где проживают, учатся и получают воспитание ...