Социологические взгляды
Ивана ФранкоСтраница 1
Иван Яковлевич Франко (1846–1916) – видный украинский мыслитель, ученый, писатель, общественно-политический деятель занимает видное место в истории философской, социологической, социально-политической мысли.
Социологическое наследие Франко богато и разнообразно. Оно отразило достижение европейской социологической мысли и развитие новых идей и принципов актуальных в то время проблем. Это наследие представляют работы: «О социализме», «Наука и ее отношение к трудящимся классам», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Что такое прогресс?», «О труде» и др. Он хорошо знал марксизм и был сторонником социализма как справедливого социального строя, в котором общечеловеческие права одновременно гарантируют и национальные права каждого народа.
В творчестве И. Франко много внимания уделяется вопросам методологии и методам социологического исследования. Одним из важнейших методов социального исследования он считал исторический метод, который помогает науке избежать спекулятивных априорных конструкций, не основывающихся на конкретных фактах.
В статье «Новейшие направления в народоведении» Франко подчеркивает большое познавательное значение эволюционного взгляда на мир природы и человеческую историю, элементы которого содержатся в творчестве Гегеля, Канта, Фейербаха, Маркса и особенно в работах Ч. Дарвина, что дало «сильный импульс развития многих эмпирических наук». Благодаря эволюционному методу наука о человеке, о развитии его культуры смогла заглянуть в «предысторию человечества» и увидеть схожесть элементов культуры – взглядов, верований, обычаев романских, германских, славянских народов с разнообразнейшими народами и племенами в различных местах земного шара.
Особое внимание Франко уделяет исследованию науки, ее роли и значению в жизнедеятельности человека, подчеркивая, что «конечной целью науки является человек и его блага».
В системе классификации наук он выделяет «два отдела»: наука о внешнем мире – физические (математика, физика, биология) и «антропологические» (логика, психология, история, этнография, «общественная экономика». В качестве предмета социологии И. Франко видит изучение форм общественной жизни, специализированные формы человеческой деятельности, возникающие на основе общественного разделения труда, т.е. с развитием материальной и духовной культуры.
Франко понимает историю как сложный процесс, как «наблюдение внутренних связей между фактами», нуждающимися в глубоких исследованиях экономических, политических, научных сношений между народами.
В истории украинской науки это была новая методология и новая парадигма для историографии в понимании исторического процесса развития общества, его источников, механизмов и движущих сил. Много внимания уделял Франко исследованиям проблем неравенства и социальной структуры Галичины, ее положение в составе Польши.
Еще одной областью научной деятельности видного украинского ученого были проблемы социальной статистики. Он считал что официальная государственная статистика преследует контрольно-управленческие, налоговые цели и пользоваться такой статистикой в научной статистике следует очень осторожно. Науке нужна более разнообразная статистическая информация, чтобы избежать односторонности. Особый интерес научной статистики должны представлять проблемы жизненного бюджета населения, рода занятий, способов заработка, тщательное изучение верований, состояния здоровья, образования, преступности, смертности и др. Он настаивает на методе непосредственного наблюдения при собирании фактов социальной жизни, либо пользоваться данными исследований специально подготовленных для сбора статистических данных людей.
Похожие статьи:
Смертность
Здоровье и долголетие – важнейшие и неоспоримые ценности социального развития. За последние десятилетия средняя продолжительность ожидаемой при рождении жизни значительная выросла за счет усиления внимания к проблемам здоровья и сокращения ...
Выбор проблемы
Чаще всего тема будущего исследования возникает при прочтении литературы, как желание понять какой-то феномен или разобраться в дискуссии по определенному вопросу. Идея может возникнуть и из жизненной практики исследователя, в частности, е ...
Понятие субкультуры и молодежной субкультуры
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре. В ...