Социологические взгляды
Григория СковородыСтраница 2
Организационные, политические, социальные основы братства были закреплены в программных документах – «Записке» В. Белозерского, «Законе божьем» или «Книге бытия украинского народа» М. Костомарова, в программе, уставе и др. Эти документы наследовали идеи независимости Гордиенко, Мазепы, Орлика, Богдана Хмельницкого.
Братство ставило целью ликвидацию крепостного права, ликвидацию привилегий высших слоев общества, установления республиканской формы государственного правления и объединения всех славянских народов России, Украины, Польши, Чехии, Сербии, Болгарии в единый панславянский федеративный союз на основе братства, равноправия, свободы и справедливости по типу США.
Видное место организатора и теоретика в Кирилло-Мефодиевском братстве принадлежит Николаю Ивановичу Костомарову (1817–1885). В деятельности Н. Костомарова, как и всего братства, основное внимание уделялось социальным и политическим вопросам. Центральными положениями программных документов была борьба против крепостничества, самодержавия, установления демократической системы государственного управления, самостоятельное развитие каждого славянского государства в границах славянского федеративного союза. Эти положения сформулированы и обоснованы были Костомаровым в прокламации «К братьям украинцам», в работах «Книга Бытия украинского народу», «Славянская мифология» и др. В них объединение славян виделось путем присоединения к России на основе федерации, в которой каждый народ сохраняет свою самостоятельность. В их федерацию со столицей в Киеве предполагалось включить польский, болгарский, чехословацкий, сербский штаты и Россию, разделенную на три великорусских, два верхневолжских, два южных, два сибирских, два кавказских, два украинских и один белорусский штаты. Федерация возглавляется общим сеймом, в который входят представители всех штатов. Каждый штат имеет свой сейм и президента. Законодательную власть представляют двухпалатные сеймы, а исполнительную – президенты.
Н. Костомаров, как и Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Гулак и их сподвижники по Кирилло-Мефодиевскому братству не были социологами, однако их деятельность существенно повлияла на развитие общественно-политической и социологической мысли в Украине, с их деятельности начинается новый этап в развитии Национальной идеологии и массового сознания.
Независимо от личной национальной принадлежности (среди первых социологов Украины мы найдем русских, поляков, евреев, немцев) и стран, где они учились и работали (Германия, Чехословакия, Россия, Болгария), а именно в диаспоре преимущественно продолжала развиваться украинская социологическая мысль послеоктябрьского периода.
Похожие статьи:
Объект и предмет социологии досуга
Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности. Поэтому специфи ...
Третья типичная ситуация. Стала руководителем благодаря специальной
подготовке.
Руководителями не рождаются, ими становятся. Чтобы человек стал руководителем, необходима система подготовки, хотя бы и минимальная. Женщину, решившуюся на руководство, часто спрашивают: «Зачем вам быть руководителем?», «А если у вас родит ...
Динамика и функции социального конфликта
Рассуждения о причинах возникновения, типах конфликта и основных способах его разрешения не могут быть полными, если обойти стороной динамику и функции данного социально-философского феномена. Логика исторического развития свидетельствует: ...