Что на уме у глобального мозга?

Если исходить из неизбежности глобализации сознания, сопротивление этому процессу не только бесполезно, но и бессмысленно. Представьте себе, что муравьи достигли таких высот технического прогресса, что они могут построить соты и наполнить их медом. Теоретически эта задача выполнима, но зачем, спрашивается, муравьи будут это делать? Чтобы накормить пчел, а самим умереть от голода?

Концепция единого мирового сознания отпугивает современного человека прежде всего тем, что в центре его нам представляется некий всевидящий и всемогущий Большой Брат, контролирующий и направляющий каждый шаг отдельных индивидов. Но так ли необходим Большой Брат для единого сознания? Как мы знаем, у человеческого мозга нет единого центра, так же как нет единого центра у вселенной или у вездесущего бога. Человеку не нужно правительство, пока он находится в своем доме: необходимость в органах власти возникает, когда он, шагнув через порог в окружающий мир, вступает в социальные отношения с другими людьми. По аналогии, планете, объединенной в один общий дом, без государств и наций, не потребуется мировое правительство. Глобальная сеть позволит также легко устранить языковые барьеры за счет встроенных в мозг киберпереводчиков, а отсюда и до построения виртуальной вавилонской башни рукой подать.

На вопрос, как построить единый биоорганизм, теоретически ответить относительно легко. Гораздо сложнее ответить на вопрос "зачем". Ответ, очевидно, следует искать в культурных традициях цивилизации, исходя из того, что именно культура дает человеку наиболее полное ощущение цели. Технический прогресс сам по себе не делает человека счастливее и не приближает его к пониманию смысла жизни. Культура - это сверхреальность, с высоты которой человек смотрит на жизнь, чтобы точнее определить нравственные ориентиры движения в будущее. Антикультура в этом не исключение и также выполняет роль дорожной разметки: культура говорит "иди сюда", антикультура - "туда не ходи". Благодаря культуре как общественному явлению человек коррелирует девиации своего личного пути с магистральными направлениями социума.

На закате второго тысячелетия сложился уникальный симбиоз технологии и культуры, получивший название "виртуальная реальность". Уникальность этого явления заключается в том, что до недавнего времени культура спорадически включала в себя отдельные технические новшества (например, в музыке появлялись все новые механические и электронные инструменты), и только с появлением виртуальной реальности ситуация радикально поменялась: теперь уже технология включает в себя всю

культуру. На одном и том же компактном диске записывается и художественное изображение, и музыка, и текст, чтобы все музы слились в виртуальном экстазе в единую мультимедийную сущность под названием "электронная игра".

Любая высшая цель должна быть неминуемо замкнута на себя и не служить ничему иному, кроме самодостижения, иначе это будет не конечная цель, а промежуточная. В свете этого, высшей целью технологии и культуры, спаянных воедино в виртуальной реальности, выступает именно внешне бесцельная игра. Человек будущего - это homo ludius, "человек играющий", по выражению, заимствованному у братьев Стругацких. Цель игры - выход в иную реальность, с тем чтобы создать в ней новую вселенную и стать в ней богом. Задумайтесь: что может быть величественнее этих планов и где еще их можно осуществить, как не за пределами нашего мира?


Похожие статьи:

Борьба женщин за свои права. С войны за независимость по вторую половину XIX века
Постепенно происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. На XVIII в. – первую половину XIX века приход ...

Методы борьбы с бедностью.
Многие страны, прежде всего скандинав­ские, ведут эффективную борьбу с бедно­стью. Для борьбы с бедно­стью у молодых, хотя она и является вре­менным явлением, во многих странах суще­ствуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семь ...

Психологические характеристики студентов
Анализ психологических характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушае ...