Статусные привилегии студента

Студент как человек определённого возраста и как личность может характеризоваться с трёх сторон:

1. с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности.

2. с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определённой социальной группе и т. д.

3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества как целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Молодежь является социальной группой культурного характера, сущность особенностей которой — не в возрасте, а в социализационной неподготовленности, неполной готовности к культурной, общественной практике. Развитие молодежи имеет целью принятие социального опыта, его обновление и подготовку передачи обновленного опыта последующему поколению. Смысл молодежной активности представляется не как субкультурный «вызов» или «сопротивление» доминантной культуре, а как процесс конструирования себя, своей идентичности. Профессиональное образование концентрирует и усиливает социальные процессы, направленные на поддержание культурной идентичности. С одной стороны, как часть молодежи, студенчество обладает соответствующими социально-возрастными характеристиками. При этом оно выступает как наиболее образованная ее сила, как носитель интеллектуального потенциала. Студенчество служит резервом пополнения рядов работников умственного труда и принадлежит к интеллигенции в качестве ее составной части. Именно молодежь, являясь наиболее информированной социальной группой общества, выступая при этом носителем интеллектуального и творческого потенциала, уже сегодня определяет характер содержания будущего России. Университет — это статус высшее учебное заведение, который содержит в себе ожидаемые культурные характеристики. Прежде всего, это обязательство соответствовать содержанию и качеству подготовки выпускников установленным нормативной конфигурацией требованиям (а также: реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществление подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук; ведущий научный и методический центр в областях своей деятельности; способствование приобщению к культуре, сообщение аксиоматических оснований для социально «правильного», нормативного поведения, «повышение уровня социальной адаптивности личности». В идеале, ценность университетского образования как самостоятельного социального феномена, имеющего целью социокультурную, личностную и статусную привлекательность заключается в приобретении «интеллигентности», т. е. способности молодого человека постоянно черпать знания, готовности понимать другого человека и другую культуру.


Похожие статьи:

Культурно-просветительная работа как объект конкретных социологических исследований 60-90-х гг.. Опыт и общие результаты конкретно-социологических исследований КПР в 60-е годы
60-е годы были если не периодом расцвета советской социологии, то, по крайней мере, её счастливым детством. Перед энтузиастами открылись почти не тронутые исследовательские просторы. На эту огромную целину отечественного обществоведения дв ...

Компьютеризация современного общества
Процесс развития информационного общества начинается с его компьютеризации. Компьютеризация (Computerization) - процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческ ...

Социальная работа как научная дисциплина. Социальная работа как наука
В этом разделе рассмотрены позиции профессора В.И. Курбатова, А.Г. Гусляковой и других. В своих работах они описывают собственное понимание социальной работы как теории, науки и отвечают на вопрос, что привело к формированию социальной раб ...