Социальное сиротство как важнейшая проблема
современной жизни. Причины
социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителейСтраница 1
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Ребёнок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство[17,с.192]. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[17,с.299].
Социальное сиротство – негативное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.
Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека – это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)»[50,с.445]. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства - опекунством. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
· умерли;
· лишены родительских прав;
· ограничены в родительских правах;
· признаны безвестно отсутствующими;
· недееспособны (ограничено недееспособны);
· отбывают наказание в исправительных колониях;
· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
· уклоняются от воспитания детей;
· отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребёнок помещён временно.
Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду ребёнка, оставшегося без попечительства родителей, и социальную сироту.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казённые младенцы», «рождённые чтобы быть покинутыми», «вечные новорождённые» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующие развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), терроризм 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов[29,с.54].
В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесён мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение «вековое здание культуры» было введено известным русским философом и культурологом Ю. М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует её как «негенетическую» память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, можем быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетие, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру – культуру человечества»[39,c.46].
Похожие статьи:
Социальные и гуманитарные аспекты
Социальные и гуманитарные аспекты демографического кризиса обусловлены тем, что растущие потери населения в результате сверхсмертности являются оборотной стороной ухудшения качества населения. Увеличение численности и расширение состава ма ...
Место общественного мнения и права в системе социальных институтов общества
В настоящее время социологи под термином «общественное мнение» понимают: 1) совокупность суждений, вырабатываемых и разделяемых более или менее широким кругом людей; 2) социальный институт, т.е. особую форму социальной организации и регуля ...
Социальный конфликт: теоретико-методологический
аспекты анализа. Конфликт как социально-философская
категория
Определение сущности понятия "конфликт" предполагает проведение различия между широким и узким смыслом этого слова. В широком смысле, конфликтом принято называть столкновение взглядов, идей, мнений и убеждений, которые находятся ...