Методический эксперимент как инструмент повышения качества эмпирических индикаторов
Страница 5

Информация » Стандартизация эмпирических индикаторов » Методический эксперимент как инструмент повышения качества эмпирических индикаторов

Наконец, стандартизация индикаторов имеет огромное практическое значение, так как она позволяет резко повысить экономическую эффективность работы над составлением рабочих документов исследования. Так, например, при наличии стандартных эмпирических индикаторов работа над анкетой могла бы ограничиться только поиском адекватных переменных.

Применительно к общественным наукам наиболее полным и последовательным является использование идеи стандартизации в построении психологических тестов, в теории тестирования стали устоявшимися такие термины, как «стандартизация тестов», «норма теста» и т. д.'® В отечественной социологии, насколько нам известно, была предпринята в этой области единственная попытка '^. Представляется, что для стандартизации индикаторов необходимо создать специальную экспертную группу, которая бы обладала правом принятия решения, является ли данный индикатор стандартизованным. Среди таких экспертов должны быть специалисты по той социологической проблематике, с которой связан стандартизированный индикатор, а также специалисты в области методов сбора и методов обработки первичной социологической информации. Решения экспертов должны опираться на деятельность рабочей группы, которая бы проводила специальные исследования, направленные на стандартизацию индикаторов, осуществляла бы координационную связь с различными центрами, занимающимися стандартизацией и предлагала экспертам вопросы, которые должны быть ими решены. При условии высококвалифицированной, методически обоснованной оценки эмпирических индикаторов им можно было бы присвоить статус стандартных и использовать во всех случаях применения соответствующих переменных.

Процесс стандартизации возможен только при участии всех заинтересованных сторон, а именно «производителей» и «потребителей» стандартных инструментов. Для широкого использования стандартных инструментов необходимы, как мы полагаем, следующие условия: а) включение в планы деятельности ведущих социологических учреждений работы по созданию стандартных инструментов и координации учреждений, разрабатывающих такие инструменты; б) предоставление возможностей всем социологическим центрам в получении стандартных инструментов или стандартных индикаторов; в) создание таких условий деятельности центров, занимающихся прикладными исследованиями, при которых они в основном использовали бы стандартные инструменты и практически не занимались разработкой новых; г) вменение в обязанность потребителям стандартных инструментов проводить обязательную апробацию (в тех случаях, когда это необходимо) получаемых стандартных инструментов и о результатах апробации сообщать в центр, занимающийся разработкой инструментов; д) рассылка всех новых инструментов и индикаторов, разрабатываемых в процессе работы над темой, в головные исследовательские центры с четким описанием целей и задач, условий разработки и особенностей апробации данных инструментов; е) предоставление права головным организациям высылать информацию, полученную при помощи стандартного инструмента в центрах, использующих стандартные инструменты.

При организации системы сбора социальной статистики необходимо учитывать следующие моменты:

собранная статистика будет иметь несравненно большую ценность, если будет собираться при помощи стандартных инструментов через определенные промежутки времени. Это даст возможность в будущем построить временные ряды, позволяющие прогнозировать изменение различных социальных процессов;

для систематического сбора социальной статистики при помощи чисто социологических индикаторов в виде вопросов анкет или интервью и т. д. необходимо разрабатывать принципы организации общесоюзных или региональных выборок, позволяющие собирать необходимую информацию ценой минимальных экономических затрат;

для организации единой системы сбора статистических и нестатистических показателей необходимо разрабатывать рубрикаторы, которые отражали бы структуру исследуемых социальных явлений и процессов, а также указывали на возможные типы связей между социологическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Создание таких рубрикаторов — одна из актуальных задач ближайшего будущего.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Социальная реклама и различные институты общества
У всякой рекламы есть потребитель, производитель и заказчик (рекламодатель). Между производителями и потребителями имеется связующее звено - носители рекламы. Итак, кто же заказывает в России социальную рекламу? Социальную рекламу использу ...

Динамика показателей сферы образования в Рязанской области
Процессы и явления общественной жизни, являющиеся предметом изучения статистики, находятся в постоянном движении и изменении. Ряд цифровых данных в определенной, хронологической последовательности, характеризующие изменения явлений во врем ...

Молодая семья: понятие и основные проблемы. Молодая семья: понятие, сущность, тенденция развития
Семья – основанная на брака или кровном родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Одновременно – социальный институт, удовлетворяющий потребности ...