Формы и методы проведения социологических исследований
Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.
Социологические методы позволяют более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.
Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.
Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности.
Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.
Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются:
1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определённым образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.
2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.
3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.
4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.
5. Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентаций людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.
6. Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентаций.
7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.
8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем.
Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.
Основными разделами социологической программы являются теоретический (плановый) и процедурный (эмпирический).
Похожие статьи:
Вместо заключения
Представить будущее во всех деталях невозможно, но в общих чертах ясно одно: человеку предстоит пройти длинный путь, и мы находимся в самом его начале. Семейство гоминидов возникло около 10 млн. лет назад, homo sapiens появился в этом семе ...
Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью
Одной из важнейших задач является подготовка учащихся к общественно полезному труду, помощь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом социального заказа общества, т.е. вести научно обоснованную работу по профессиональной ориентации ...
Социальная сфера
Социальная сфера. Социальные интересы. Понятие социальной группы и общности. Типология социальных групп и общностей. Молодежь как социальная общность. Интересы и ценностные ориентации современной молодежи. Этнические общности. Этнос, народ ...