Типология бедности
Страница 2

2. нужда,

средняя бедность; охватывает те груп­пы населения, которым хватает средств на простейшие физиологические потребности, но кто не может удовлетворить социальные потребности, даже самые элементарные. В этих группах обычно нет регулярного недоедания, но не обновляется одежда и обувь, нет средств на лечение, отдых и т. п. В сегодняшней ситуации верхнюю границу нужды образует официальный прожиточный минимум, рассчитываемый Министерством труда и фактически яв­ляющийся у пас показателем именно социального мини­мума (в отличие от стоимости одного лишь продуктового набора, указывающего примерные пределы чисто физиологического минимума). Таким образом, в состоянии нуж­ды оказываются люди, доходы которых меньше официаль­ного прожиточного минимума, но больше его половины или двух третей. Судя по официальной статистике денеж­ных доходов, к этой категории относилось 15-20% населе­ния в 1993 году и 10-15% — в январе-августе 1994г.

3.необеспеченность,

или недостаточная обеспеченность, умеренная бедность. Конечно, количественные, выражаемые в деньгах, грани­цы довольно условны. Удовлетворяются элементар­ные потребности — как физиологические, так и социаль­ные, но остаются неудовлетворенными потребности бо­лее сложные и высокие. В таких условиях люди более или менее сытно едят (хотя их рацион отнюдь не сбалансиро­ван и их питание нельзя считать здоровым), как-то об­новляют одежду, лечатся, отдыхают. Однако все это дела­ется на уровне и в формах, не достигающих образцов, считающихся в рамках данной культуры нормальными и достойными. Иными словами, здесь обеспечен прожиточ­ный минимум, но нет достатка.

Абсолютная бедность противопоставляется относительной

бедности. Это понятие более субъективно, поскольку оно требует чьей-либо оценки уровня бедности, а кто должен вынести оценку — вопрос спорный. Относительное определение бедности основано на сравнении жизненного стандарта бедных и жизненного стандарта слоев населения, бедными не являющимися. Как правило, при этом используется средний жизненный стандарт.

Если в обществе существуют массовые группы, считающие свой уровень жизни существенно и неоправданно более низким, чем у иных социальных категорий или в иное время, на иной территории, то такие группы будут чувствовать и вести себя как находящиеся в ситуации бедности, независимо от абсолютной величины их доходов и потребления. В этом смысле уместно говорить об относительной бедности.

При всей важности выделения абсолютных и относительных разновидностей бедности, их недостаточно, чтобы передать своеобразие ее структуры в современной России. Применительно к практическим нуждам социальной политики решающее значение имеет еще одно различение: бедности «слабых» и бедности «сильных».

Бедность «слабых»

— это бедность нетрудоспособных и малотрудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку (кормильцы многодетных семей и т. п.). Ее можно назвать социальной бедностью, непосредственно обусловленной социально-демографическими свойствами определенных категорий населения. Те или иные проявления бедности «слабых» практически неизбежны в современных обществах. Социальная бедность, по крайней мере, ее относительная форма есть постоянная черта общественной жизни.

В отличие от бедности «слабых», бедность «сильных»

возникает в чрезвычайных условиях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим средненормальным трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния. С этой точки зрения бедность «сильных» можно обозначить как производственно-трудовую или экономическую бедность, подчеркивая тем самым ее непосредственную обусловленность кризисной ситуацией в экономике, когда работник не получает заработка обычного масштаба.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Опыт работы с безнадзорными и беспризорными детьми в Уссурийском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
К сожалению, в нашей стране в последние годы зафиксирован рост детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, которые являются причиной девиантного (отклоняющегося) поведения и одним из катализаторов криминализации несовершеннолет ...

Методы профориентационной работы социального педагога.
Проведение профориентационной работы является одним из направлений деятельности школьного социального педагога, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами- специалистами- служб ...

Джордж Кaспер Хомaнс
Хомaнс видит задачу социальной науки в описании и объяснении связи между различными явлениями. Таким образом, первый шаг – это описание. Оно возможно благодаря наблюдению, точнее, благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие о ...