Условия, в которые попадает осужденный, как жизненное пространство и объект профессионального вмешательства
Представление об условиях, в которые попадает осужденный, дает основание социальному работнику оценить и использовать их как ресурс в оказании содействия процессу перевоспитания, а точнее - определению адекватных стратегий поведения и форм жизни в условиях неволи. От того, в каких условиях осужденный отбывает наказание, зависит его право вое положение и объем предоставляемой ему помощи.
Согласно Уголовному кодексу Республики Казахстан, к лицу, признанному виновным в совершении преступления, применятся наказания лишение свободы путем направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму. Не достигшие к моменту вынесения судом восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.
Исправительные колонии общего режима предназначены для отбывания наказания лицами, впервые осужденными за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а также лицами, совершившими преступление по неосторожности. В колониях общего режима, предназначенных для отбывания наказания женщинами, содержатся также судимые неоднократно.
Условия отбывания наказания в колониях рассматриваются как обычные, облегченные и строгие. Так, осужденные, находящиеся в обычных условиях в колониях особого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается ежемесячно расходовать деньги на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года, получать посылки и бандероли.
Главное отличие строгих условий заключения в колониях общего режима в том, что осужденные находятся в запираемых помещениях. У них существенно ограничены возможности общения и связи с родными. Замкнутый мир формирует свои, противоречащие воспитательным мерам, доминанты воздействия на личность в виде субкультуры осужденных.
Со строгих условий на обычные осужденные переводятся при отсутствии взысканий за нарушение режима пребывания в колонии. Подобный процесс перевода из одних условий в другие, более благоприятные, имеет и обратную траекторию, когда осужденные признаются злостными нарушителями режима.
Несмотря на различие режима, на всех ступенях исполнения наказания действует система воспитательных воздействий. На протяжении истории пенитенциарной системы сложились проверенные временем условия для перевоспитания, в той или иной мере влияющие на положение заключенного: это возможность получить образование, профессию, приобщиться к духовным, в том числе религиозным, ценностям, взаимодействия с общественными благотворительными организациями и т. д. То есть условия и окружающая заключенного жизнь - это специфическое социальное образование, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность социального работника, и которое можно назвать жизненным пространством заключенного. Жизненное пространство осужденного в местах лишения свободы представляет собой реальность, ограниченную рамками конкретного пенитенциарного учреждения, включающую персонал, и заключенных, чье взаимодействие соотносится с функциями данного учреждения.
Жизненное пространство заключенного характеризуется рядом объективных и субъективных факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на личность в целом и ее характеристики, требующие исправления. Это объясняется тем, что жизненное пространство включает, с одной стороны, деятельность и субкультуру персонала, а с другой - осужденных, представляющих преступную среду. Человек оказывается «зажатым» между двумя силами, влияние которых по-разному отражается в поведении заключенного.
В задачи социального работника входит помощь человеку, отбывающему наказание, выполнить условия наказания, оказывать содействие их позитивному результату, стимулировать самопомощь в условиях жизненного пространства осужденного, куда он попадает, оставляя по другую сторону решетки гражданскую жизнь
Похожие статьи:
Социологизм Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разра ...
Стереотипный подход к вопросу социального обслуживания на дому в Томской
области
Старость – скорбь по уходящим друзьям, грусть по пролетевшим годам, долгие бессонные ночи, тяжёлые хвори. Но самое страшное в старости одиночество. Когда в прямом смысле слова некому подать стакан воды. К сожалению, таких беспомощных, один ...
Объект и предмет социологии досуга
Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности. Поэтому специфи ...