Взаимодействие пенитенциарной системы и
гражданского общества в РК. Проблемы и перспективыСтраница 2
Казалось бы, осуждение преступника к определенному приговором сроку лишения свободы и отбыванию им этого срока в жестких рамках условий содержания не предполагает дальнейшего участия общества в его (осужденного) судьбе. Поскольку, государство полностью берет на себя заботу о преступнике и, обеспечивая безопасность общества, о его пребывании в пенитенциарном учреждении, гарантии жизненных проявлениях личности, последующей реинтеграции в общество (ресоциализация). Тем не менее, закрытость учреждений (изоляция от внешнего мира), способствует применению устаревших норм морали и быта, негативному отношению к проводимой реформе, противодействию и обострению конфликтов, которые вызваны самим назначением учреждения для исполнения наказаний. Такие конфликты перманентны и ряд факторов, которые могут повлиять на их стремительный рост, необходимо учитывать в обязательном порядке.
Именно поэтому в большинстве стран мира признано разумным участие общества в судьбе преступников на всех стадиях исполнения наказания через свои институты - некоммерческие (неправительственные) организации.
Изоляции от общества преступника и закрытости учреждений, порождающей феномены произвола и вседозволенности со стороны облеченных властью людей, противопоставляется участие общества в судьбе преступника и открытость учреждений для вполне определенного круга лиц, представляющих общество. Ведь условия содержания преступников в очень многих странах далеки от международных стандартов в этой области и изменению такого положения способствуют посещения учреждений независимыми некоммерческими организациями, представляющими общество. Это, безусловно, религиозные организации, организации медицинской и правовой направленности, а также - правозащитные.
История посещений (визитов) в учреждения пенитенциарной системы правозащитных организаций Республики Казахстан с целью исследования ситуации невелика. Однако взаимоотношения между некоммерческими организациями и областными (городскими) структурами КУИС МЮ РК уже определенным образом сложились и в рамках реализуемых программ и проектов приносят свои результаты в Павлодарской, Карагандинской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях. С недавних пор такая работа ведется в Джамбульской, Южно- Казахстанской областях и в г. Алматы. По праву первенство в этой работе принадлежит общественности г. Павлодара. Некоммерческие организации выполняют работу, которую называют мониторингом, а если попросту - исследованиями условий содержания осужденных в различных аспектах для приведения таких условий в соответствие с минимальными стандартами в этой области (Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными ООН 1955г.).
Мониторинг. Не так легко разобраться с этим словом, а уж тем более с его значением. Достаточно широкий круг компетентных лиц в нашей стране обсуждал этот вопрос и не пришел к понятию, которое совершеннейшим образом было бы применимым для всех заинтересованных сторон. Слава Богу, что некоммерческие организации в Республике Казахстан знают, чем занимаются. С некоторых пор об этом знают и наши коллеги в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане. Отрадно, что пенитенциарные системы этих стран признают необходимость участия в реформировании общественных институтов, деятельность которых прямо или косвенно касается проблемы прав человека, находящегося по ту сторону свободы.
Вместе с тем, в странах нашего региона практически отсутствует государственный мониторинг прав человека в пенитенциарной системе (исключая отдельные посещения учреждений пенитенциарной системы представителями Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан). Полагаю, что взаимодействие в про ведении мониторинговых исследований некоммерческими организациями и государственными институтами будет способствовать становлению государственного межведомственного мониторинга прав человека, каковой призван осуществлять институт Уполномоченного по правам человека в РК, а также повышению профессионализма представителей отдельных некоммерческих организаций, осуществляющих мониторинговые исследования в пенитенциарной системе Республики Казахстан.
Можно легко увидеть сложный и многосоставный конфликт в любом пенитенциарном учреждении. Однако для этого требуется выполнение нескольких условий, соблюдение которых позволит не только увидеть, но и зафиксировать ненормативные показатели условий содержания, состояния режима в учреждениях, соблюдения прав осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан. И здесь, как мне представляется, государственный институт Уполномоченного по правам человека в РК и некоммерческие организации могли бы более тесно взаимодействовать для фиксации отправной точки последующего реформирования системы в целом.
Похожие статьи:
Политическая сфера
Роль политики в жизни общества. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль. Внутренняя и внешняя политика государства. Политическая жизнь современной России. Феномен власти. Разделение властей. Политическая система. Типы пол ...
Основные требования к отчету
В числе общих требований к составлению отчета по итогам социологического исследования нужно назвать, во-первых, возможно более полное и глубокое отображение всех ступеней проведенного исследования, взаимосвязанность всех его звеньев и логи ...
Трудоспособность
Работа – один из способов всё-таки остаться в обществе и не чувствовать себя брошенным. Для многих пенсионеров очень важно «быть на людях». После достижения пенсионного возраста, люди устраиваются на должности, не требующие особой квалифик ...