Уровни и функции социального управленияСтраница 3
· организация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы;
· помощь людям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка;
· развитие трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.
Третья группа функций представляет собой:
· целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива;
· развитии его социальной структуры;
· создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.
В приведенной классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности.
Выявление функций управления выступает одним из важнейших аспектов системы управленческого знания. В зарубежной литературе управление характеризуется через его функции. В зависимости от выделяемого «набора» функций оно определяется, например, как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».
Управление может пониматься как «эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами».
В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: выявляются основные функции управления, в результате реализации которых осуществляется эффективное и производительное достижение целей организации.
При этом определения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какие функции выделяются. В отечественной литературе функции социального управления рассматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.
В ряде источников функции управления выделяются более дробно, и в качестве общих функций, реализация которых представляет собой и управленческий цикл, различают целеполагания, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей.
В традиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной деятельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих решений. Так, в результате функции планирования появляются цели, в результате функции организации — упорядоченность, в результате мотивации — желание трудиться.
Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традиционная модель трактовки управленческих функций применима, прежде всего, на уровне отдельного работника. Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятельность общностей предполагает регламентацию взаимодействий между ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляющую информационную модель.
Похожие статьи:
Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемост ...
История социальной рекламы
Родоначальниками социальной рекламы считаются США и Великобритания, а наработанный опыт наиболее показателен и успешно используется в других странах. Государство - важнейший участник рынка социальной рекламы за рубежом. Практически с момен ...
Субъективная школа в
русской социологии. Лавров Петр Лаврович как главный представитель
субъективной школы
Социология есть наука об обществе. Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это – продукт практического творчества мысл ...