Становление и развитие социальной работы. Возникновение социальной работы
Страница 1

По словам профессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей еще за долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникала потребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальная справедливость. Люди верили в, своего рода, «защитников» и в их средства. Появилась потребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степени различные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя из социальной практики в целом.

Российское общество у своих истоков самобытно, в нем сочетается общинное самоуправление крестьян, самодержавная власть, казачество на окраинах государства и свободомыслие. Все это при разнообразии природно-климатических условий, хозяйственных и экономических условий жизни порождало вопросы и противоречия, как надо жить, какими способами защищать малоимущих. Русский народ не привык самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями, поэтому в условиях перехода к рыночной экономике, в конце 1980-х – начале 1990-х гг., он не был готов к резкому изменению характера и форм социальных отношений, к ломке привычных стереотипов жизненного поведения, к утрате многими людьми социального статуса и перспектив развития. Поэтому возникли проблемы, с которыми невозможно справиться самостоятельно, возросла социальная напряженность. Люди осознали, что защищать их в таких условиях некому. Все это повлекло за собой развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, для помощи нуждающимся.

Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм - эти социальные движения и их деятельность во многом определили судьбу России на протяжении всего прошлого века. Если глубоко рассматривать эти идеи и теории, то не трудно заметить, что все они формируются из нескольких структурных единиц: условия жизнедеятельности человека, свободы личности и возможности ее реализации в обществе, вопросы социальной справедливости.

Исследования второй половины 20 века в области истории, социологии, экономики и статистики свидетельствуют о выходе социальных проблем в число глобальных и приоритетных, показывают их влияние на социокультурную и другие стороны жизни человека. В начале прошлого века социальные проблемы стали объектом изучения различных социальных наук, но возникают некоторые явления связанные с обществом и не определенные ни одной наукой, такие как: социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная защита и др. Этот тип общественных связей стал являться объектом изучения теории социальной работы.

По словам профессора Холостовой, история социальной работы начинается с благотворительности, существовавшей на всех этапах развития не только европейского, но и российского общества. Историки находят корни сострадания к ближнему еще в племенах восточных славян. С.М. Соловьев отмечал, что восточные славяне были милостивы к старым и малым соплеменникам, а так же к племенным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей».[3]

В Х веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который приравнивался к понятию человеколюбие. Главной заповедью стала христианская – любовь к ближнему: «любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню».[4]

Уже в 996 году, в Церковном уставе упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, и на прием странных – неимущих была определена «десятина, т.е. десятая часть поступления от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[5]

Холостова говорит о том, что продолжение благотворительность получила в деяниях Иоанна Грозного в 1551 г. В постановлении Стоглавого Собора. Попечение признавалось делом общества, которое регулирует государство путем царского правления и законом. Именно в этот период благотворительность в России осуществила переход из общественного феномена в объект государственного надзора. Призрение за неблагополучной частью общества оформилось в систему при Петре Великом, который, как пишет Е. Максимов, четко отличал нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с их нуждой. Говорил, что предупреждение нищеты – лучшая борьба с ней. Выделял из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Создавал органы презрения.[6] Реформатор принимал меры по наказанию притворяющихся нищими. Император выделял в группу нуждающихся новые для России группы общества такие как: незаконнорожденные младенцы, солдат и офицеров неспособных к службе в дальнейшем служить, инвалидов матросов и солдат, душевно больных и других. Стали появляться новые виды заведений: госпитали для сирот, инвалидные дома¸ поселки для пленных. Кроме того выдавались пенсии, кормовые деньги, нуждающихся обеспечивали землей и промыслами.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Анализ слов К. Маркса
Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы произво ...

Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера
Для начала необходимо осветить вопрос этногенеза японцев. Данная проблема все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов. В советск ...

Выводы
В ходе работы был проведен анализ данных опроса RLMS волны 2004 года. Основной целью работы было исследование зависимости наличия у домохозяйств товаров длительного пользования от доходов и различных социально-экономических факторов (числа ...