Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера
Страница 2

Информация » Проблема определения национального характера » Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера

С XVI века Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев – исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользуясь плодами западной культуры и науки, позднее, в XIX веке, смогла применить их для преобразования своей страны.[7] Хотя долговременная «закрытость» Японии пагубно сказалась на экономическом развитии страны, она в то же время способствовала возникновению феномена японской национальной психологии. И когда в середине XIX века Япония встретилась лицом к лицу с иностранными державами, японская традиционная культура, законсервировавшаяся в эпоху Токугава, смогла успешно противостоять воздействию западной культуры, сравнительно безболезненно усваивала при этом ее наиболее рациональные элементы.

Можно выделить еще один фактор, влияющий на формирование японского национального характера – это заимствование элементов иностранной культуры. Явление заимствования проявилось в истории Японии довольно рано. В 604–605 годах принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сётоку посылал молодых японцев учится в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, монахов и ученых. Еще более решительным и последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти после государственного переворота в середине VII века. Это событие получило в Японии название Тайка – «Великая перемена», и не только потому, что произошла смена царствующего рода, но и потому, что вся жизнь японского общества стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Это касалось структуры административного аппарата, распределения наделов между крестьянами и чиновниками, системы уплаты ренты-налога.[8] В Японии было принято китайское иероглифическое письмо (позже оно было существенно трансформировано), китайский язык считался официальным письменным языком. Древняя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма и в конце концов сумела найти некий компромисс с буддизмом, который пришел из Китая в VI веке. Китаизация Японии была настолько велика, что перед исследователями встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе своей жизни японская цивилизация была вторичной, периферийной по отношения к Китаю. Однако активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности, которая с течением времени проявлялась все сильнее. Элементы китайской цивилизации, перенесенные на острова, существенно трансформировались и давали другие результаты. В результате в Японии сформировалась почти уникальная способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций – способность, которая на современном этапе развития глобальной цивилизации дает этой стране огромные преимущества. И сегодня заимствование наиболее подходящих сторон и свойств других систем является неотъемлемой частью культурной индивидуальности японцев. Данный процесс стал одним из важнейших факторов подъема экономической мощи Японии, так как новые технологии и сопутствующие им ценностные системы легко приживаются на японской национальной почве. Но к сожалению воздействия индустрии на окружающую среду и жизнь людей часто должным образом не учитываются, хотя и здесь уже принимаются попытки для преодоления этого негативного последствия: японцы воссоздают разрушенную природную обстановку путем создания парков, садов, больших территорий лесонасаждений.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Позиция исследователя в полевом исследовании
Позиция исследователя в поле является важным моментом. Она определяется не только его статусом представителя социологического знания, опирающегося на достоверные факты социальной реальности, но в не меньшей мере его личностной ориентацией ...

Социально-экономическое положение студента
Анализ социально-экономического положения студентов включает в себя рассмотрение демографических характеристик (возраст, пол), выявление социальных параметров (принадлежность к социальному слою, уровень образования) и экономическое положен ...

Виды социального обеспечения
Это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различн ...